ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Управление эффективностью производства воздушного транспорта представляет собой управление производством по критерию полного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в воздушных перевозках при минимальных затратах ре-
сурсов. Математическая модель управления в общем виде может быть представлена так:
Z == *SKp —>* min, Qkp Qcn* (4.59)
Система управления эффективностью производства—это качественно новая система управления, представляющая собой комплекс мероприятий, методов и средств, обеспечивающих скоординированные действия органов управления по ускорению научно-технического прогресса, совершенствованию хозяйственного механизма и повышению качества работы во всех звеньях и на всех участках производства. В рамках этой системы Министерством гражданской авиации, управлениями, объединениями и предприятиями проводятся мероприятия по повышению эффективности производства, важнейшими из которых являются [23]: ускорение научно-технического прогресса; улучшение использования основных производственных фондов и в первую очередь самолето-вертолетного парка по налету часов и производительности полетов; неуклонное и постоянное повышение культуры обслуживания пассажиров; повышение регулярности полетов как фактор, определяющий организованность, четкость и слаженность в работе предприятий воздушного транспорта; обеспечение безопасности полетов; повышение производительности труда; совершенствование управления на всех уровнях; обеспечение строжайшего режима экономии материальных и денежных ресурсов, особенно авиационного топлива; дальнейшее совершенствование организаторской и политико-воспитательной работы, подготовки, подбора и расстановки кадров; обеспечение развития международных связей в области воздушного транспорта.
Система управления эффективностью производства воздушного транспорта является комплексной. Она реализует следующие основные специальные функции: прогнозирование спроса на услуги воздушного транспорта; прогнозирование, планирование и нормирование показателей эффективности производства; организацию мероприятий, обеспечивающих реализацию плана повышения эффективности производства; контроль эффективности на всех стадиях развития и функционирования производственных процессов; стимулирование повышения эффективности производства; информационное обеспечение системы управления; специальную подготовку и обучение кадров по вопросам управлениям эффективностью производства. При создании системы конкретизируют содержание и методы реализации этих функций на соответствующих уровнях управления и стадиях жизненного цикла производственных процессов* распределяют задачи между подчиненными органами управления в соответствии с их компетенцией, а также уточняют права и ответственность этих органов па основе научных принципов управления производством.
Комплексная система управления обеспечивает взаимосвязь всех мероприятий, проводимых в целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в
воздушных перевозках и других видах авиационного обслуживания при минимальных затратах ресурсов. Реализация этого принципа обеспечивает: взаимодействие предприятий на основе комплексных программ, планов и стандартов; скоординированное воздействие на элементы производства (средства труда, предметы труда и сам труд) на основе комплексного планирования мероприятий по повышению эффективности производства; взаимную увязку планов мероприятий по повышению качества продукции с планами социального развития производственных коллективов, а также целенаправленное использование творческой активности трудящихся, различных форм социалистического соревнования за повышение эффективности производства.
Комплексная система управления производством воздушного транспорта обеспечивает управление эффективностью на всех уровнях управления производством: отрасль, управление, объединение, предприятие. На каждом уровне система имеет свои цели и задачи, которые взаимоувязаны в единую систему целей и задач повышения эффективности производства воздушного транспорта. Организационно-технической основой комплексной системы управления эффективностью производства воздушного транспорта является система планирования социально-экономического развития отрасли и государственная система стандартизации. Пути достижения целей и решения задач повышения эффективности производства предусматриваются заданиями планов экономического и социального развития отрасли и предприятий, а также социалистическими обязательствами коллективов. Организация работ в рамках этой системы определяется отраслевыми стандартами, методиками, техническими условиями и стандартами предприятий.
Разработка и ввод в действие комплексной системы управления эффективностью производства гражданской авиации предполагают: усиление целевой направленности систем планирования и стимулирования повышения эффективности производства и качества работы предприятий; переход к программно-целевым методам планирования и нормирования повышения эффективности производства; создание комплексных программ мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и качества работы предприятий; полную увязку планов повышения эффективности производства с планами научно-исследовательских и производственных работ, технического перевооружения производства, капитального строительства и материально-технического снабжения, а также социального развития трудовых коллективов. Создание комплексной системы управления эффективностью производства — требует решения ряда проблем. Важнейшие из них следующие.
Первая проблема — прогнозирование потребностей населения и народного хозяйства в воздушных перевозках. Решению этой проблемы посвящено достаточно много работ советских и зарубежных авторов. Обзор математических моделей и методов прогнозирования пассажирских перевозок на воздушном транспорте дан в работе ([6] с. 213—224). Однако эта проблема требует серь-
езных дальнейших исследований и разработок. Ее сложность обусловливается слабой структуризацией и неопределенностью исходной информации.
Действующая на воздушном транспорте система статистического учета авиаперевозок регистрирует не спрос на перевозки, а фактически выполненные перевозки, которые отражают только удовлетворенный спрос. Неполнота исходной информации не дает возможности получить точный и достоверный прогноз спроса с помощью моделей регрессионного анализа. Поэтому в практике прогнозирования приходится прибегать к довольно сложным неформальным процедурам добывания информации. Опыт показывает, что применение математических моделей прогнозирования требует построения системы статистического учета реального спроса на воздушные перевозки. Эту задачу пытаются решать путем анкетирования населения и пассажиров, цель которого выявление состава потенциальных пассажиров.
При проведении анкетирования все население разбивается на однородные группы в зависимости от социального происхождения,, сферы деятельности,-денежных доходов, семейного положения, возраста, общеобразовательного уровня и пр. Для каждой группы оценивается подвижность населения (среднее число перевозок на одного человека), и на этой основе делаются прогнозы о вероятном спросе на воздушные перевозки. Такое анкетирование проводилось, в частности, на воздушных линиях Дальнего Востока и Крайнего Севера.
В последнее время применяются экспертные методы прогнозирования спроса на авиаперевозки типа метода «Дельфи». Суть этих методов состоит в том, что эксперты, входящие в одну группу, в процессе прогнозирования влияют друг на друга так, чтобы компенсировать ошибки друг друга. Однако применение экспертных методов возможно тогда и только тогда, когда имеется группа высококвалифицированных экспертов по данной проблеме.
Совершенно ясно, что проблема прогнозирования спроса на авиаперевозки сводится к проблеме создания достоверной и точной системы статистического учета спроса. Без этого никакие математические и нематематические методы не помогут решить эту проблему и, следовательно, не может быть построена точная и достоверная система управления социальной эффективностью производства воздушного транспорта.
Вторая п р об л ем а —прогнозирование производственных возможностей авиапредприятий по удовлетворению спроса на воздушные перевозки. В качестве официального документа, используемого при прогнозировании производственных возможностей авиа — предприятия, служит его паспорт.
Паспорт авиапредприятия содержит комплекс взаимоувязанных показателей, отражающих нормативное и фактическое состояние •подразделений и предприятий в целом. В паспорте содержатся общие сведения о предприятии (адресные реквизиты, состав, местонахождение, принадлежность и др.), общие данные о его эксплуа-
тационной деятельности с перечислением основных и главных рас* четных показателей, а также характеристики уровня развитий производства и качество работы. В их числе показатели:
производственной мощности предприятия и ее использования (провозная способность приписного самолетного парка транспортной авиации и авиации применения в народном хозяйстве);
производственной мощности основных наземных служб и объектов аэропорта (службы движения; базы ЭРТОС; авиационно-технической базы; службы организации перевозок; цеха бортпитания; службы спецавтотранспорта; службы горюче-смазочных материалов; аэродромной службы; службы электросветотехнического обеспечения полетов);
использование самолето-вертолетного парка и производства продукции на собственном парке;
ритмичности и сезонности производства (определяются по эксплуатационному тоннокилометражу, общему тоннажу отправок и налету приведенных часов на работах ПАНХ);
качества работы авиапредприятия (безопасности и. регулярности полетов, качества обслуживания пассажиров и клиентуры);
дающие стоимостную, .структурную характеристику и показатели оборота основных фондов;
характеризующие объем и структуру капитальных вложений* ввод в действие основных фондов по объектам производственного — назначения, в том числе за счет расширения реконструкции и технического перевооружения;
эффективности использования основных фондов, фондоотдачи по транспортной продукции и доходам, фондоотдачи, активной части основных фондов, фондовооруженности;
характеризующие личный состав по численности и основным категориям работников, а также использование фонда заработной’ платы, соотношение темпов роста средней заработной платы н производительности труда;
использования материальных ресурсов, расхода горюче-смазочных материалов;
характеризующие уровень производительности труда и потерн по принятой в настоящее время структуре затрат; —
отражающие размеры фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, ввод в действие жилого фонда, обеспеченность работников жилой площадью, медицинским обслуживанием, детскими дошкольными учреждениями, пионерскими лагерями, а также данные о текучести- кадров, трудовой дисциплине, квалификации работников и их общеобразовательном уровне;
характеризующие мероприятия по охране окружающей среды;, организационно-технического уровня производства авиапредприятия (уровень технической вооруженности труда, рост производительности труда за счет мероприятий по повышению технического уровня производства и совершенствованию организации труда
и управления производством, перечень мероприятий по внедрению новой техники, системы управления качеством продукции);
финансовые (показатели доходов, расходов, прибыли, рентабельности и себестоимости).
Изложенное содержание паспорта авиапредприятия не является окончательно установленным. Вопросы совершенствования системы показателей паспорта, методов их расчета и системы обеспечения паспорта необходимой информацией — это важнейшие вопросы теории и практики эффективности.
Третья проблема — определение обобщающего измерителя конечного результата производства эксплуатационного, авиапредприятия с учетом качества авиатранспортной продукции. Решение этой проблемы включает научное обоснование измерителей транспортной продукции, измерителей ее качества, а также разработку математической модели формирования обобщенного измерителя авиатранспортной продукции с учетом качества. Хотя по этой проблеме широким фронтом ведутся теоретические исследования и практические работы, однако нельзя сказать, что она полностью решена.’
До 1981 г. обобщающий измеритель авиатранспортного производства эксплуатационного предприятия определялся по формуле
Qyc. n — 0,6Qyq + 0,4<5эксп,. — (4.60)
где <2у„л —-условный объем перевозок в приведенных тонно-километрах; Qy4— ■объем работ в приведенных участковых тонно-километрах; Q3Kcn— объем работ приписного парка в приведенных эксплуатационных тонно-километрах; 0,6 и •0,4 —- коэффициенты, учитывающие долевое участие служб аэропорта и летных подразделений в общем объеме транспортной работы предприятия.
Как показала практика, модель (4.60) имеет существенные недостатки, поскольку участковый ‘ объем работ Qy4 не в полной мере отражает фактический вклад работников авиапредприятий в выполнение производственных планов и не дает возможности объективно сравнивать эффективность производства предприятий с различной структурой производственной программы. В погоне за «своими» участковыми пассажиро-километрами и тонно-километрами авиапредприятия сокращают число промежуточных посадок на рейсах, что отрицательно сказывается на эффективности производства предприятий, где промежуточные посадки не делаются, а также на общей эффективности воздушного транспорта. Участковый пассажирооборот и участковый тоннокилометраж имеют и другой недостаток: аэропорты мало влияют на величину общей загрузки самолетов транзитных рейсов из-за йевыгруженного тоннажа. В результате обезличивается вклад авиапредприятий в повышение коммерческой загрузки самолетов.
С 1 января 1981 г. введена новая модель
Qyc. i = Оі^Фзксд 4- 0,5QoZ. H, • (4-61)
тде Q3Kon — объем работ на собственном парке (эксплуатационный тоннокилометраж); Q0LH — объем нормативного тонно-километража; Q0 — общий объем пассажирских отправок (первоначальные плюс транзитные отправки пассажи-
ров); LH — средняя (нормативная) дальность отправок, ежегодно устанавливаемая министерством, единая по видам отправок и для всех эксплуатационных предприятий и МГА в целом, а также единая для плана и отчета.
Общим принципиальным недостатком обеих моделей является то, что/они не стимулируют качества авиатранспортной продукции: безопасность и регулярность полетов, качество обслуживания пассажиров. Повышение заинтересованности эксплуатационных предприятий в отправках пассажиров на собственном парке при замене модели (4.60) моделью (4.61) еще не означает, что будут повышены качество авиатранспортной продукции и эффективность использования парка самолетов воздушного транспорта в целом. Может случиться так, что ущерб от снижения эффективности функционирования «чужих» самолетов будет ощутимее, чем повышение эффективности, обусловленное интенсификацией использования «своих» самолетов. Модели (4.60) и (4.61) отражают лишь экономический эффект и совершенно не связаны с социальным аспектом и качеством работы. Поэтому дальнейшее совершенствование модели (4.61) или построение новой должно осуществляться с ориентировкой на повышение социальной эффективности деятельности: Аэрофлота.
Четвертая проблема — разработка математических моделей, методов расчета и прогнозирования себестоимости авиатранспортной продукции. ,
Величины Smin устанавливается в директивном порядке, a SKp. и 5ПВ должны определяться на каждом авиапредприятии. Величина SnB должна указываться в паспорте предприятия, а величина 5„р должна рассчитываться по результатам — производства в соответствии с «Методическими указаниями по определению себестоимости авиаперевозок и отправок в эксплуатационных предприятиях, гражданской авиации», введенными в действие приказом МГА от 20.10.80 № 138.
Методическими указаниями в качестве расчетных устанавливаются показатели; себестоимость одного тонно-километра на собственном парке (коп/т-км) и себестоимость одной тонны отправок (руб/т).
При определении себестоимости одного тонно-километра на транспортной работе собственного парка в смету расходов включаются следующие статьи затрат (по транспортной авиации): авиаГСМ; автоматизация СВП; текущий ремонт; заработная плата летного состава (включая бортпроводников) с отчислениями на социальное страхование; питание летного состава (включая бортпроводников) ; форменное обмундирование летного состава (включая бортпроводников).
При определении себестоимости одной тонны отправок в смету расходов включаются остальные статьи расходов по транспортной: авиации. Наличие двух составляющих себестоимости усложняет применение модели (4.61), затрудняет определение SKp, АПб, Атщ. и как следствие тормозит разработку системы управления эффективности.
Пятая проблема — разработка обеспечивающей системы управления эффективностью, включающей информационное, методическое, техническое, правовое и идеологическое обеспечение.
Информационное обеспечение включает в себя совокупность ■«средств и методов упорядочения массивов информации и информационных потоков, обеспечивающих сбор, хранение, обновление, переработку и передачу информации в целях подготовки и принятия управленческих решений. Состав и структура информационного обеспечения предприятия определяются организацией производства, перечнем общих и специальных функций, организационной структуры системы управления эффективностью производства. Информационное обеспечение включает: систему классификации и кодирования информации, нормативно-справочную документацию, методические и инструктивные материалы, а также информационные массивы и программы для ЭВМ.
Методическое обеспечение представляет собой совокупность средств и приемов разработки стандартов по реализации специальных функций управления эффективностью, построения системы показателей (критериев) эффективности производства и качества работы предприятия, его подразделений, служб, отделов, смен, ‘бригад и исполнителей, а также разработки технических заданий ц проектов системы управления эффективностью производства.
Техническое обеспечение — это комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование системы управления эффективностью, под которым понимается совокупность взаимосвязанных единым — управлением автономных технических средств обработки информации, а также средств оргтехники, необходимых для реализации технологических процессов управления. Выбор комплекса технических средств основывается на типовых проектных решениях, методических и руководящих материалах с учетом принятой технологии управления, информационного, организационного и других видов обеспечения.
Правовое обеспечение — это совокупность средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления. Основными его задачами являются: необходимое правовое регулирование •отношений, складывающихся в процессе управления; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений; соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства; разработка и утверждение нормативных актов. предприятия; подготовка предложений по изменению действующих и замене устаревших нормативных актов.
Нормативное обеспечение включает в себя совокупность средств и методов создания прогрессивной, правовой, методической п расчетной базы управления эффективностью. Основными задачами этой системы являются: обеспечение научно обоснованными нормами всех производственных процессов н управления ими; сравнение различных видов деятельности с помощью единой методологии оценки эффективности и качества работы; разработка предложений по экономии трудовых, материальных и финансовых ресур
сов на всех стадиях создания авиатранспортной продукции. В состав нормального обеспечения включаются нормативные документы организационно-методического, организационно-распорядительного, технико-экономического характера, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, утвержденные в установленном порядке компетентным органом и используемые при решении задач управления эффективность!» производства.
Идеологическое обеспечение имеет целью повышение социальной активности трудовых коллективов, развитие общественных: форм управления, усиление действенности социалистического соревнования за повышение эффективности производства. Основу идеологического обеспечения составляет работа партийной, профсоюзной, комсомольской и других общественных организаций, руководителей и главных специалистов подразделений служб и отделов по воспитанию у каждого работника коммунистического* отношения — к труду, сознания своего общественного долга, личной ответственности за порученное дело. Основными задачами •идеологического обеспечения являются: проведение широкой разъяснительной работы в коллективе о сущности, целях и задачах системы управления эффективностью, основополагающих принципах движения за повышение эффективности производства на каждом рабочем месте; определение задач, форм и содержания обучения различных категорий работников предприятия; проведение массово-политической работы; организация стенной печати, наглядной агитации, местного радиовещания и других видов информации, нацеливающих коллектив на поиск и реализацию резервов повышения эффективности по всем направлениям; организация социалистического соревнования за повышение эффективности производства; привлечение к борьбе за повышение эффективности возможно большего числа общественных организаций (ВОИР, общественных отделов кадров, НТО и других формирований); осуществление контроля за ходом формирования и функционирования системы управления эффективностью производства.
Решение рассмотренных проблем является необходимым условием построения и успешного функционирования комплексной системы управления эффективностью воздушного транспорта.